Манифест
Большинство социальных рекламных кампаний начинаются с жалости. Грустная музыка, кругом страдания и голос за кадром: помоги, спаси, сохрани. Такая подача только усугубляет и без того плачевное положение дел. А самое плохое в этих кампаниях, что в конечном счете все сводится к запугиванию инвалидностью: «это может случится с каждым». Что «это»? Инвалидность?
Тут явная проблема в формулировках. Случится с каждым «это» действительно может, но не инвалидность, а нарушение прав.
Важно говорить о том, с какими проблемами сталкиваются люди
с инвалидностью, потому что их права нарушаются. Это проблемы гражданского общества и прав человека. Проблемы людей с инвалидностью – это проблемы, которые касаются или могут коснуться каждого.
Наше общество слишком нормализовано и любая инаковость всегда являлась поводом ткнуть пальцем или потребовать объяснений. Чем больше вы не соответствуете норме, тем больше ваших прав может быть нарушено. А вы бы хотели жить там, где могут отказать в обслуживании, в работе или в лечении из-за вашего отличия от нормы? Жить там, где вас избегают или еще хуже – вас бьют за то, что вы не соответствуете норме. Вы бы отдали своего ребенка в школу, где буллинг считается нормой? Чувствуете ли вы себя безопасно? Почему важно знать о тех, чьи права нарушаются сегодня? Потому что завтра могут нарушить ваши. Разговоры об инвалидности не должны вызывать жалость – это прежде всего разговор о правах человека, а социальные рекламные кампании – это мотивация делать вполне конкретные вещи, чтобы права не были нарушены.
Cписок пяти преимуществ инклюзии*

1. Повышение жизненного комфорта и осознанности;
2. Социальное развитие: повышенная толерантность к окружающим и более эффективное общение;
3. Повышение самооценки;
4. Развитие личных моральных и этических принципов, меньше предрассудков;
5. Развитие отзывчивости, умение заботиться о других и дружить.

*Этот список был опубликован в международном отчете «Резюме данных об инклюзивном образовании» в 2017 году.
Made on
Tilda